Четверг, 13.12.2018, 18:47
Версия для слабовидящих

Дом детского творчества
Никольского района
Пензенской области
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
442680 г. Никольск, ул.Московская, д. 4
тел.:8 (84165) 4-12-40

e-mail: nikddt@inbox.ru

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Германия. Страна и люди

В настоящее время значение иностранных языков в нашей стране возросло настолько, что они интенсивно изучаются и взрослыми на самых разных уровнях и детьми, начиная уже со второго класса общеобразовательной школы. В последнем случае иностранные языки выбираются, как правило, по желанию родителей и с ориентацией на достижение в первую очередь практического результата: владение иностранным языком, умение устанавливать, поддерживать и завершать контакты с носителями иностранного языка, читать зарубежные книги, газеты и журналы, вести переписку с зарубежными друзьями. Безусловно, эти навыки являются основными при изучении иностранного языка. Однако в современных условиях, когда приоритет отдаётся общечеловеческим ценностям, а главной задачей образовательных учреждений провозглашается развитие личности ребёнка, а точнее, создание необходимых и достаточных условий для саморазвития и самоутверждения каждого ребёнка, нельзя ограничиваться сугубо практической целью. К тому же современная отечественная и зарубежная методика обучения иностранному языку рассматривает его как посредника культур. А это означает, что иностранный язык несёт и должен нести с собой иностранную культуру, овладение которой предусматривает не только знание языка, но и основательное знакомство с традициями, обычаями, песнями, танцами, культурой труда и отдыха народа, язык которого изучается. Поскольку в настоящее время происходит нарастание познавательной активности обучающихся в знаниях реальной действительности страны изучаемого языка, а в сфере дополнительного образования существуют достаточно благоприятные условия для обучения детей (образование осуществляется на основе добровольного выбора в неформальной среде, с использованием современных технологий), перед педагогами стоит задача найти наиболее эффективные методы и формы воспитательной работы, способствующие обогатить детей страноведческой информацией. Одной из наиболее действенных организационных форм всегда были и остаются клубы международной дружбы, в которых удачно сочетаются интернациональное воспитание обучающихся с глубоким изучением иностранного языка. Специфика работы клубов даёт возможность шире, чем во время учебного процесса, ознакомить учащихся с жизнью, бытом и нравами народов, язык которых они изучают; позволяет в полной мере удовлетворить интерес детей к стране изучаемого языка и людям, говорящим на этом языке. Основной цельюданной образовательной программы является расширение и углубление знаний учащихся об историческом развитии страны изучаемого языка, культурном наследии её народа, его образе и стилях жизни в современном обществе. Достижение этой цели возможно через реализацию следующих задач: Воспитательные: — формировать у детей уважение и интерес к культуре и народу страны изучаемого языка — укреплять дружеские отношения с зарубежными сверстниками — воспитывать культуру общения, такт, вежливость и внимательное отношение к другу. Образовательные: — расширять эрудицию учащихся, их лингвистический, филологический и общий кругозор — совершенствовать знания и умения устной и письменной речи на иностранном языке в занимательной и доступной форме — обеспечивать основные познавательно-коммуникативные потребности детей на каждом этапе обучения и возможность приобщать к культурным ценностям народов — носителей изучаемого языка. Развивающие: — развивать умения проводить сопоставления между родной и изучаемой культурами на иностранном языке, билингвальные умения представлять свою страну в немецкоязычной среде с учётом особенностей культуры последней — развивать языковые, интеллектуальные и познавательные способности, ценностные ориентации, чувства и эмоции учащихся — развивать гуманитарную и гуманистическую личность ребёнка. Задачи, предлагаемые в данной программе, интересны и часто непросты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к иностранному языку. Вместе с тем содержание курса позволяет школьнику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но доступные и интересные всем членам клуба. В целом, программа призвана сформировать у детей способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур, совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления своих знаний в различных областях науки, техники и общественной жизни. Данная образовательная программа предусматривает ряд педагогических принципов, характерных только для дополнительного образования, таких как: 1. Принцип связи с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь работы по данной образовательной программе с условиями жизни и деятельности ребёнка. Основные условия реализации этого принципа следующие: — систематическое ознакомление детей с актуальными событиями в жизни нашей страны и страны изучаемого языка, чтение газет, журналов, обсуждение политических и других новостей, имеющих жизненно-важный характер, на политинформациях, на заседаниях секций клуба, подготовка и проведение тематических вечеров к юбилейным датам и т. д. — встречи с людьми, использующими иностранный язык в своей профессиональной деятельности, знакомство с материалами, требующими владения иностранным языком, чтение и прослушивание текстов об использовании иностранных языков выдающимися людьми прошлого, а также нашими современниками — включение материалов на иностранном языке в массовые мероприятия Дома детского творчества — привлечение материалов переписки с зарубежными школьниками к работе над избранной тематикой, использование их в оформлении внутриклубных мероприятий — подготовка драматизаций и организация ролевых игр, способствующих осуществлению принципа связи с жизнью, так как они в какой-то мере имитируют реальный процесс общения, его содержание и внешнее проявление. 2. Принцип коммуникативной активности. Занятия по данной образовательной программенесколько отличаются от уроков иностранного языка, что обусловлено различием целевых установок и условий деятельности. Процесс обучения иностранному языку в школе включает обучение иноязычному речевому материалу (средствам общения) и обучение деятельности общения. Обе эти стороны обязательно представлены в учебном процессе, в то время как работа по программе проводится в основном с использованием уже сформированных речевых умений и навыков и способствует их дальнейшему развитию. Семантизация лексики и введение грамматического материала на занятиях, как правило, имеют ситуативный характер. Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями, чтение книг на изучаемом языке и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень. 3. Принцип учёта уровня языковой подготовленности детей и преемственности учебно-воспитательной работы клуба с уроками иностранного языка. В учебно-воспитательной работе клуба, также как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование интереса ребенка к иноязычной деятельности. Преемственность урока иностранного языка и воспитательной работы ни в коей мере не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой изучаемых по программе тем можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем — конкретизировать программную тему, приблизить ее к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение тематических связей создает благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач. 4. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определенном этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива. Индивидуальная работа осуществляется с отдельными детьми и предполагает разучивание ролей, составление мини-сообщений, оформление альбомов и т. д. Групповая форма обладает строгой организационной структурой, к ней относятся секции с единым руководством и с относительно постоянным составом учащихся, объединённых общими интересами. Контингент участников массовой формы работы не является стабильным. Данная форма предполагает проведение массовых мероприятий: вечеров, конкурсов и т. д. 5. Принцип учёта возрастных особенностей учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся даёт возможность педагогу осуществлять перспективное планирование учебно-воспитательной работы клуба, определять её задачи и способы организации на каждом этапе обучения. 6. Принцип межпредметных связей. Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса клуба — формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования работа по образовательной программе должна проводиться не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам в работе секций клуба обогащает занятия по иностранному языку, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения. Эффективность и результативность учебно-воспитательной работы клуба зависит как от учета перечисленных принципов, так и от соблюдения следующих условий: — добровольность участия — массовость — наглядность — сочетание самодеятельности и инициативы детей с направляющей ролью педагога — занимательность и новизна содержания, форм и методов работы — чёткая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий — эстетическая выразительность, занимательность и новизна содержания, форм и методов работы — наличие целевых установок и перспектив деятельности — широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся — привлечение детей более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста. Все вышеназванные принципы взаимодействуют друг с другом. Осуществление одного принципа в практике педагогической деятельности невозможно без соблюдения других, что окружено в их характеристике. Дополняя друг друга, они составляют нерасторжимое единство. Сущность взаимосвязи и единства принципов обучения и воспитания заключается в том, что они предполагают целенаправленное, последовательное и систематическое воздействие на все стороны развития личности, обеспечивают сочетание в человеке, с одной стороны, духовного богатства, нравственной чистоты, трудовой и общественной активности, а с другой — совершенствование речевого умения, повышение мотивации в изучении иностранного языка, развитие умения аудировать и читать на иностранном языке. Образовательная программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста, от 9 до 12 лет, и рассчитана на 3 года обучения. Включает в себя три последовательные ступени обучения. 1 ступень (1 год обучения) — ознакомительная.На данном этапе приоритетными являются воспитательно-развивающие задачи, связанные с формированием положительной мотивации учения, готовности воспринимать культуру другого народа. Начальный этап выполняет роль фундамента в формировании у учащихся знаний о стране изучаемого языка и является одновременно ознакомительным этапом, в ходе которого дети получают общее представление о стране. На этом этапе учащиеся не только кратко знакомятся с историей и географией Германии, её литературой и искусством, экономикой и политикой, но и овладевают основными общеучебными навыками и умениями. Ожидаемые результаты: основные общеучебные умения: • работать в коллективе, взаимодействуя друг с другом • контролировать свои действия (речевые и неречевые) и действия своих товарищей; • работать в различных режимах и формах (индивидуальная, групповая и коллективная) • выполнять грамматические упражнения на закрепление вводимого материала и на определение степени его усвоения задания тестового характера • читать адаптированные тексты с целью извлечения основной информации • письменно фиксировать основное содержание лекций в виде отдельных записей и ассоциограмм • делать выписки из текстов • работать с учебным словарём и комментариями лингвострановедческие и страноведческие знания и умения: • знание основных сведений о немецкоговорящих странах, их расположение на карте и др. • знание природно-климатических условий Германии, включая названия отдельных животных, растений и др. • знание отдельных фактов, относящихся к истории страны, её политическому устройству и экономике • знание выдающихся деятелей национальной истории и культуры • знание названий федеральных земель страны изучаемого языка и их расположение на карте • знание основных сведений о каждой из федеральных земель • знание достопримечательностей столицы страны изучаемого языка • знание крупных городов Германии и их памятных мест • умение давать объявление в немецкую газету/журнал с целью поиска друга по переписке • умение употреблять формулы письменного речевого этикета в ситуациях «поздравления/пожелания», «выражения радости» и др. • умение оформлять конверт, адрес в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка • умение читать и понимать несложные аутентичные письма с различной степенью проникновения в их содержание • умение употреблять в устной и письменной речи грамматические явления, позволяющие обеспечить иноязычное общение в рамках обозначенных программой сфер и тем • умение писать письмо личного характера зарубежному сверстнику, употребляя в письменной речи все необходимые для переписки слова и обороты, пройденные на занятиях • умение сравнивать празднование Рождества и Нового года в стране изучаемого языка и своей стране • умение участвовать (в рамках изучаемых тем) в различных видах деятельности, в которых нашли отражение типичные исторические и культурные события страны (викторина, вечер и др.). 2 ступень (2 год обучения) —базовая. На этом этапе предполагаетсяболее детальное знакомство со страной изучаемого языка (Германией). Основной задачей данного этапа является развитие и поддержание устойчивого интереса к стране, а также приобщение учащихся к культурному немецкому наследию посредством знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся политических деятелей, писателей и поэтов, художников, композиторов, учёных; их вкладом в дело мира и прогресса на земле. Ожидаемые результаты: основные общеучебные умения: • письменно переводить с иностранного языка на русский язык небольшие неадаптированные тексты страноведческого характера, пользуясь в случае необходимости словарём • по контексту и словообразовательным элементам догадываться о значении незнакомых слов при чтении, при восприятии текста на слух • делить текст на смысловые части, выявлять основную мысль, определять тему • понимать и вести обсуждение по содержанию изучаемых тем • выполнять задания тестового характера на закрепление вводимого материала и на определение степени его усвоения лингвострановедческие и страноведческие знания и умения: • знание основных эпох и направлений немецкой литературы • знание имен немецких поэтов, писателей Германии и их произведений, а также представителей немецкой классической философии • знание истории развития и современных направлений музыкальной культуры Германии • знание некоторых фактов из биографии великих немецких композиторов • знание названий некоторых современных эстрадных групп • знание стилей и жанров изобразительного искусства Германии, а также этапы развития немецкой живописи и её представителей • знание имен ученых Германии и их открытий • умение составлять письменные сообщения по предложенной тематике с использованием опорных текстов и заданий к ним • умение участвовать в различного рода мероприятиях и видах деятельности, способствующих пониманию национально-культурных особенностей Германии и воспитывающих уважение к нему (подготовить устное сообщение об известном писателе, художнике, музыканте, исторической личности и т. п.). 3 ступень (3 год обучения) — углубленная. На последнем этапе обучения осуществляется знакомство с реалиями повседневной жизни немецкого общества. Кроме этого, происходит систематизация всех полученных знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за весь период обучения и их дальнейшее совершенствование. Ожидаемые результаты: основные общеучебные умения: • знание основных лексических единиц по темам, предусмотренным программой • умение узнавать в незнакомом контексте знакомые слова и выражения • умение выразительно читать вслух небольшие по объему тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию • умение читать про себя, понимая основное содержание небольших текстов, доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости словарем • умение пользоваться заданиями текстового характера и извлекать главную информацию из прочитанного • знание элементарного уровня грамматики немецкого языка в ходе накопления лексического минимума • умение распознавать на слух и при чтении грамматические явления и лексические единицы • знание количественных числительных до 100 и умение считать до 100 • умение вести диалог этикетного характера в стандартных ситуациях общения, используя формы речевого этикета • умение понимать установки по организации игры, занятия • умение работать в коллективе, взаимодействуя друг с другом • умение контролировать свои действия (речевые и неречевые) и действия товарищей • умение работать в различных режимах и формах (индивидуальная, групповая и коллективная) лингвострановедческие и страноведческие знания и умения: Знание ряда страноведческих реалий, соотносящихся с содержанием образовательной программы: • знание особенностей быта и образа жизни народов, населяющих немецкоговорящие страны, а также их традиций, организации досуга и сфер интересов • основных праздников Германии и их традиций (проведение интерактивных родительских собраний в форме немецких традиционных праздников) Основными приёмами оценки деятельности на всех этапах обучения являются кроссворды, страноведческие тесты, конкурсы, игры, выставки, презентации, викторины, вечера. Данная образовательная программа предполагает развитие личностных качеств учащихся: Первый уровень: • развитие потребности в дальнейшем обучении • формирование навыков общения в коллективе • развитие познавательных способностей • раскрытие внутреннего мира учащихся, пробуждение творческого начала • приобщение детей к истокам культуры страны изучаемого языка через их творчество Второй уровень: • развитие личностных качеств, таких как коммуникабельность, культура общения, толерантность, целеустремленность, умение работать в коллективе, ответственность, самостоятельность, творческая активность • формирование чувства взаимоуважения • воспитание осознанного чувства взаимопомощи • формирование чувства переживания за своего товарища и за общее коллективное дело • формирование устойчивого интереса к творческой деятельности • развитие способности к самооценке и самонаблюдению • развитие интеллектуальных умений и ценностных ориентаций Третий уровень: • овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни и значимыми для социальной адаптации личности, её приобщения к ценностям мировой культуры • воспитание понимания важности изучения иностранных языков в современном мире и потребности пользоваться ими как средством межличностного и межкультурного общения, как одного из способов реализации и социальной адаптации, развития самообразовательного потенциала для удовлетворения личностных интересов в изучении иностранных языков в тех или иных сферах общения, областях знаний Данная образовательная программа является существенным дополнением к базовому курсу обучения немецкому языку и ориентирована на продолжение образования не только в языковом, но и любом другом ВУЗе, а также средних специальных учреждениях. Набор детей в учебные группы предполагается свободный, состав постоянный. Количество учащихся и общее количество групп определяется непосредственно перед началом учебного года. Общее количество детей в группах составляет 10-12 человек согласно санитарно-гигиеническим требованием и наличию посадочных мест. Согласно программе осуществляется следующий объем работы клуба: при продолжительности занятия одной группы учащихся — 2 часа: 2 раза в неделю общегрупповых занятий, общее количество в год составляет 144 часа (первый год обучения); при работе 2 часа — 2 раза в неделю и 1 час — 1 раз в неделю, общее количество в год — 180 часов (второй год обучения); при работе 2 часа — 2 раза в неделю общегрупповых занятий и 1 час — 2 раза в неделю индивидуально-групповых занятий, общее количество в год — 216часов (третий год обучения). Основная форма проведения занятий — групповая, с учетом принципов личностно-ориентированного подхода к учащимся и дифференцированного подхода к их образованию. Преподавание на начальном этапе обучения — двуязычное (на русском и немецком языках) с последующим преобладанием немецкого языка на более высоких уровнях обучения. Основной материал программы представлен на русском языке. Предлагаемая программа носит познавательный характер и позволяет использовать разнообразный культуроведческий материал для сравнительно-сопоставительного анализа с аналогичными явлениями российской действительности. Обращение к стране изучаемого языка осуществляется постоянно, начиная с первых занятий, и с обязательным использованием аутентичных материалов, отражающих особенности быта, жизни, культуры страны изучаемого языка. Круг рассматриваемых на занятиях вопросов касается: — особенностей жизни, быта, учебной деятельности, интересов, увлечений школьников; — культурно-национальных особенностей страны изучаемого языка. Предметная сторона содержания обучения (о чем говорить, читать, писать) с приоритетом общечеловеческих ценностей отражает типичные для обучающихся сферы общения: 1) Социально-бытовая сфера общения. Семья. Возраст. Занятия членов семьи и их профессии. Семейные традиции. Родственники. Дом и квартира. Обязанности по дому. Помощь старшим. Друзья. Взаимоотношения с друзьями. 2) Учебно-трудовая сфера общения. Распорядок дня. Школьная жизнь и система школьного образования. Занятия иностранным языком в школе и в клубе. Различные виды труда. Выбор и подготовка к будущей профессии. 3) Социально-культурная сфера общения. Свободное время. Любимые увлечения. Каникулы. Путешествия и экскурсии. Город и его достопримечательности. Природа в различные времена года. Погода. Отношение к животным. Обычаи. Традиции. Праздники (Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, день рождения и др.). В рамках этих сфер все темы занятий рассматриваются на материале как нашей страны, так и страны изучаемого языка. По каждому разделу программы планируются групповые и индивидуальные, практические и теоретические формы работы с детьми. Из того факта, что обучение построено на строго ограниченном языковом и страноведческом материалах, вытекает необходимость тщательной работы над ним, включающей проверку меры и качества его усвоения, т. е. контроля. Установка на «отчетность» в усвоении знаний повышает ответственность учащихся, мобилизует их усилия интеллектуального, волевого и эмоционального плана. Стимулирующие возможности контроля, поэтому, весьма значительны. Согласно образовательной программе акцент делается на контроль страноведческих знаний учащихся, который строится на произвольной основе. Он носит «следящий» характер, т. е. сопровождает весь процесс усвоения знаний, не поглощая много времени. Это устные и письменные контрольные упражнения, охватывающие за несколько минут всех учащихся группы, а также различные формы тестов страноведческого характера. Кроме этого, учащиеся получают два вида оценки: текущую и заключительную, цель которых заключается: — в формировании у ребенка уважительного отношения к себе; — в поддержании уверенности в своих силах (возможностях, способностях). Текущая оценка выполняет информативную функцию и направлена на создание у учащихся и педагога мотивации для достижения цели обучения. Она находит свое отражение в оценках за полугодие по всем учебным предметам, в то время как заключительная — в годовой (с занесением в табель успеваемости). Задания оцениваются объективно: за каждый правильный ответ учащийся получает определенное количество баллов, которые заносятся педагогом в карту учета успеваемости. Общее количество баллов — 100%. Итоговая оценка выводится на основании суммы баллов за все отдельные задания в пересчете на трёхбалльную систему оценок, что обеспечивает должную дифференциацию результатов и условия для состязательности детей. Почти любое тренировочное упражнение, выполняемое устно вслух или письменно, дает основание судить о качестве выполнения и, следовательно, используется как контрольное. При оценке заданий учитываются следующие критерии: — полнота содержания и выполнение поставленной задачи — лексический запас — грамматическая правильность речи — орфография и пунктуация Формой контроля работы группы являются регулярно проводимые отчеты в виде праздников, вечеров, конкурсов, викторин. Данная программа предусматривает проведение итоговой аттестации учащихся. Для этого разработана система контроля за усвоением программного материала. Результаты образовательной деятельности и личностного роста каждого выпускника фиксируются в папках творческих достижений. Итоговой работой выпускника является зачетная творческая работа страноведческой тематики. После прохождения полного курса обучения по программе «Германия. Страна и люди» предполагается выдача документа о дополнительном образовании. В заключение необходимо отметить, что данная образовательная программа направлена на гуманизацию образования, что проявляется в предоставлении эффективных условий получения образования всеми членами общества, реализуется через создание благоприятных возможностей для развития творческой личности. Программа закладывает фундамент для дальнейшего обучения в гуманитарных вузах и является предпосылкой для активного участия в диалоге культур — в международных контактах в интересах своей профессии. Таким образом, познание культуры и народа страны изучаемого языкав учреждении дополнительного образования служит педагогической поддержкой учащимся в их социальном самоопределении, в практической подготовке школьников к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен и отвечает образу, представленному в Концепции модернизации российского образования, где отмечается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».