Четверг, 13.12.2018, 18:01
Версия для слабовидящих

Дом детского творчества
Никольского района
Пензенской области
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
442680 г. Никольск, ул.Московская, д. 4
тел.:8 (84165) 4-12-40

e-mail: nikddt@inbox.ru

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Исследователь родного края

В последнее время в подростковой среде прослеживается повышение интереса к проектной и учебно - исследовательской деятельности. Поэтому, одной из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями сегодня, является подготовка учащегося-исследователя, владеющего современными методами поиска, способного творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания путем самообразования. Актуальность данной программы состоит в том, что современный учащийся, как творческая, социально активная личность нового типа, может формироваться в процессе проектной, исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью. Данное направление в программе рассчитано на тех учащихся, которые проявляют интерес к проектной и исследовательской деятельности и желают углубить и расширить свои теоретические знания и практические умения и навыки. Цель программы: приобретение учащимися навыков и компетенций исследовательской и проектной деятельности. В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи: Образовательные: • сформировать представление об историческом прошлом и настоящем города, деревни, села, о традиционных семейно-бытовых, календарных праздниках и обрядах; • познакомить с технологией учебно-исследовательской и проектной деятельности в области изучения народной культуры. • подготовить учащихся к участию в школьных, муниципальных, областных, всероссийских конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях. Развивающие: • развить кругозор и интерес к своей малой родине; • развить интеллектуальные и поисково-информационные умения в ходе изучения местного материала; • развить самостоятельность, инициативу и поисковые способностей у детей. Воспитательные: • сформировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам; • сформировать нравственные принципы, патриотические чувства; • пробудить интерес к самостоятельной работе по поиску интересного материала в области народной культуры; • сформировать понимание учащихся о роли семьи в обществе, и его места в семье. • воспитать потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций родного края. Образовательная программа «Исследователь родного края» имеет исследовательскую направленность и рассчитана на учащихся 12-15 лет. Учащихся, осовевших данную программу, и желающих продолжить обучение, предусмотрен индивидуальный образовательный маршрут. Программа создана на основе следующих программ: «Формирование у детей гражданственности и патриотизма на основе изучения исторического краеведения и музееведения» автор: Г. Р. Бялая Центр детского творчества «Строгино» и программа областной очно-заочной краеведческой школы «Культура родного края». Новизна и оригинальность программы «Исследователь родного края» заключается в том, что в учебном процессе соединены данные компоненты: учащийся овладевает исследовательскими и проектными навыками через самый близкий материал – себя и свое окружение;  учащиеся начинают знакомство с методом опроса на самых заинтересованных и терпеливых информантах - своих родных и близких;  по каждой теме программы учащийся создает творческую работу, в которой отражает результат исследования. Оформляя её в различных техниках (презентация, коллаж, плакат, сочинение, эссе, исследовательская работа и др.)  оформляя творческие работы и проекты учащиеся, овладевают разными компьютерными программами: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, CorelDRAW и другие. Предусматриваются как индивидуальные занятия, так и мелкогрупповые. Образовательная деятельность рассчитана на три года обучения, занятия строится по трем разделам «Кто Я», «Моя родословная» и «Моя малая родина», включающих основные направления:  история происхождения имени, отчества и фамилии (1-й год);  истории астрологии и её влияние на человека (1-й год);  история дома, в котором я живу (1-й год)  история семьи - история города, села (1-3й год обучения);  история родного края (2-3й год обучения);  праздники, обряды, жанры музыкального фольклора родного края (2-3 год обучения);  обучение методу проектирования (3-й год) Все творческие работы, результаты исследований и проектов оформляются в печатном виде с использованием компьютера. В процессе работы учащиеся используют в работе устройства для фотосъёмки, опрос информантов записываются на диктофоны и телефоны. Содержание занятий первого года обучения определяется следую¬щей структурой: от происхождения имени, отчества и фамилии к истории происхождения родного дома и улицы; от биографии учащегося к истории его семьи, от ис¬тории семьи к истории родного края. В данной программе уделяется большое внимание экспедиционной работе. Проведение только аудиторных занятий почти всегда оторвано от реально существующего города или деревни, а без знания внешнего облика улиц, достопримечательностей, без представления о пространстве и умения ориентироваться в нем невозможно плодотворное изучение любого населённого пункта. Местные краеведческие экспедиции позволяют вести исследовательскую работу, которая каждый год дает новую информацию и новые материалы, подтверждающие уже известные, а иногда ставит новые вопросы, требующие тщательного изучения. Образовательный процесс включает в себя аудиторные занятия, экскурсии, местные и дальние экспедиции, опрос как своих родных и близких так совершенно незнакомых людей, научно-исследовательскую работу. Объекты исследования близки (дом, семья, улица, город, село и т. д.), что способству¬ет укреплению мотивации на дальнейшую работу. В результате изучения программы 1-го года учащиеся получат следующие знания: • узнает историю происхождения антопонимики; • узнает, почему ему дали такое имя, кто его назвал и в честь кого; • узнает свой гороскоп; • узнает когда и кем был построен или когда был приобретен дом, в котором он живет; • узнает когда началась застройка улицы, на которой он живет и почему она носит такое название; • узнает много нового о своей семье, своих родственниках; • научит работать и ценить личные документы; • познакомится с географическим расположением города Никольска и Никольского района; • узнает историю своего рода, города, села в целом; Умения: • работать с различными видами источников; • проводить исследовательские работы, находить решения раз¬личным поисковым проблемам; • грамотно вести поисковые, исследовательские записи; • составлять отчет о проделанной работе; • правильно проводить опрос информантов, начиная со своих родных и близких; • научится работать в различных компьютерных программах • представлять результаты своих работ. Объектом изучения второго года становится родной край. Под понятием «родной край» подразумевается Никольский район, включающий в себя населенный пункт, в котором проживают учащиеся или его бабушки и дедушки. Продолжается изучение своей родословной. Учащиеся знакомятся с метрическими книгами и ревизскими сказками, знакомятся с сайтом Пензенского государственного архива и другими интернет ресурсами, связанными с генеалогией. Продолжают открывать новые фамилии своих предков и пополняют ими свое генеалогическое древо. Изучаются традиции, их прошлое и настоящее. В ходе занятий учащиеся подводятся к мысли, что развитие населен¬ного пункта, сохранение его традиций дело рук самих людей. Уже знакомая схема изучения материала позволяет им сво¬бодно ориентироваться в учебных занятиях, грамотно и точно проводить исследования родного края, используя разнообразные источники изучения. Предполагается большая работа с источниками, поэтому у детей следует вырабатывать внимание, аккуратность в их сборе и анализе. Так как каждый район исследования специфичен, то учащимся самим придется выбирать методы и формы исследования. Работа с большим количеством источников представит учащимся жизнь человека, состоящей из различных мелких крупи¬нок событий, фактов. Данная программа предполагает, что учащиеся проведут доволь¬но подробные исследования, и это позволит им написать собствен¬ные исследовательские работы, с которыми они смогут выступить на городских и региональных конкурсах, конференциях. Необходимо уделять больше внимания исследовательским фор¬мам работы: практическим занятиям, работе в архиве и с литературой. Это способствует формированию у детей навыков практической работы, важных для изучения не только истории, но и многих других предметов. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Ребенок, вовлеченный в исследовательскую деятельность, творчески раскрепощается, проявляет свою фантазию, выражает идеи своим, доступным и нужным способом. Решение тех или иных проблем заставляет учащегося думать, анализировать, сопоставлять, сравнивать. Использование компьютерных презентаций визуально обогащает любое мероприятие, занятие. В результате изучения программы 2-го года учащиеся получат следующие знания: • научатся правильно и грамотно оформлять свою исследовательскую работу; • узнают историю, культуру, родного края; • познакомятся с традициями, обычаями народов населяющих край; • познакомятся с музыкальным и устным фольклором; • познакомятся с ревизскими сказками и метрическими книгами; • продолжат работу над своей родословной. Умения: • анализировать различные виды источников; • определять цель своей деятельности, средства ее достижения и анализировать свой результат; • правильно и грамотно оформлять результаты своей деятельности; • проводить публичные выступления при различной аудитории; Объектом изучения третьего года обучения является проектная деятельность. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе). Программой предусмотрено оформление всех результатов поисковой работы на данном году обучения в форме проекта. Педагогическое руководство осуществляется на всех этапах выполнения работы. В результате изучения программы 3-го года учащиеся получат следующие знания:  познакомятся с проектной деятельностью;  научатся оформлять результаты всех исследования в виде проекта; Умения:  продолжат пополнять свою родословную;  продолжат краеведческую и поисковую деятельность;  будут создавать проекты по истории и культуре выбранного населённого пункта;  представлять результаты исследований на различных конкурсах и конференциях. Механизм оценки результатов Методами промежуточного контроля станут: • наблюдение активности на занятиях; • беседы с учащимися; • анализ творческих, исследовательских и проектных работ; • диагностика, анкетирование. Методами итогового контроля уровня достижений учащихся станет: • защита и презентация проектов; • портфолио проектов • участие в областных и всероссийских конференциях.