Четверг, 13.12.2018, 18:01
Версия для слабовидящих

Дом детского творчества
Никольского района
Пензенской области
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
442680 г. Никольск, ул.Московская, д. 4
тел.:8 (84165) 4-12-40

e-mail: nikddt@inbox.ru

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Маленькая дверь в большой мир

Проблема непрерывности и преемственности образования всегда была одной из самых насущных и важных. В настоящее время перед педагогами остро стоит вопрос о содержательной и методической концепции непрерывного образования, воспитания и развития личности ребенка. Но трудно достичь высоких результатов, если это - спонтанный процесс, если не создана педагогическая система непрерывного образования и воспитания детей, осуществляемая на основе преемственности между подготовительной и основной ступенями дополнительного образования детей, если нет преемственности образовательных, досуговых и развивающих программ. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни, в деятельности человека, в отношениях между людьми с раннего возраста. Ведь ребенок в дошкольном возрасте имеет «богатое» воображение и огромный творческий потенциал. Формируясь в игре, воображение переходит в различные формы творческой деятельности, поэтому одним из основных условий развития творческой личности ребенка является создание атмосферы, благоприятствующей проявлению новых идей, развитию воображения и детского творчества. Актуальность программы обусловлена целенаправленной работой по развитию творческих качеств личности дошкольника,подготовкой ребенка к успешному освоению образовательных программ и значительное продвижение его в дальнейшей творческой и учебной деятельности. Поэтому одной из перспективных моделей, позволяющих осуществлятьнепрерывность и преемственность образовательного процесса, является единая педагогическая система, объединяющая две основных ступени учебно-воспитательного процесса: подготовительную (дошкольный возраст) и основную (школьный возраст), где реализуются общие цели и задачи при определении приоритетов каждой возрастной ступени. Программасоставлена с учетом требований ФГОС ДО и отражает особенности образовательного процесса современного дошкольного образования, реализуемого на базе учреждения дополнительного образования. Новизна заключается в художественно-эстетическом освоении окружающего мира и творческом подходе к обучению. Программа направлена на поэтапное формирование интереса дошкольников к творческой деятельности и обеспечивает их эстетическое, физическое, нравственное и интеллектуальное развитие. Активно вовлекая ребят в разнообразную игровую деятельность, осуществляется переход от простейшего желания детей участвовать в совместных игровых действиях к серьёзной творческой деятельности, в которой они приобретают жизненный опыт, познают окружающий мир, учатся человеческим отношениям: доброте, дружелюбию, товариществу, добродушию, правдивости, честности, искренности и т.п. Программа способствует решению проблемы социальной адаптации дошкольников. В пространстве Дома детского творчества, как одной из моделей социума, детям предоставляется возможность взаимодействия со сверстниками и взрослыми, где они учатся жить в мире ценностей, познают окружающую действительность и развиваются. Организация занятий по данной программе способствует развитию комплекса личностных качеств дошкольника, обеспечивающих лёгкий и естественный переход ребёнка к учебной деятельности в школе и учреждении дополнительного образования. Цель программы – организация в учреждении дополнительного образования детей системы образовательно-воспитательной деятельности по социальной адаптации и творческому развитию дошкольников, посредством художественно-эстетического освоения окружающей действительности. Программа направлена на решение следующих задач: - организация занятий художественно-эстетического цикла по различным направлениям творческой деятельности, направленных на формирование комплекса показателей, определяющих общепсихологическую готовность дошкольника к творческой и учебной деятельности; - подготовка ребенка дошкольного возраста к учебной и творческой деятельности, предоставление ему возможности выбора направления (вида) деятельности по интересам и способностям в дальнейшем обучении в Доме детского творчества; - формирование у детей навыков межличностного общения, развития личностных качеств дошкольника с учетом индивидуальных возрастных особенностей каждого ребенка; - формирование навыков доброжелательного поведения, управления своими эмоциями и поступками, побуждение детей к деятельности на благо окружающих; - формирование общей культуры ребенка, воспитание позитивного отношения и уважения к культурным традициям; Отбор содержания программы основывается на педагогических принципах: - реализация программы предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на основе принципа эмоционального художественно-эстетического восприятия мира; - принцип комплексного подхода к обучению и организации занятий, который позволяет совместить в программе различные направления деятельности: музыка, хореография, изобразительное и декоративно-прикладное искусство и др.; - принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка; - принцип гуманизации образования – личностно-ориентрированный подход в воспитании и обучении, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания, сотрудничества родителей, педагогов и ребенка, уважение к ребенку, процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; - принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация, конструирование, театрализация, что способствует формированию у ребенка умений не просто выполнять определенную работу, но и добиваться нужного результата; - принцип наглядности, занимательности, вариативности занятий: в программе реализуется основная методическая идея о том, что развитие психических процессов у детей будет более эффективным, если оно осуществляется в процессе активной творческой деятельности ребенка, что достигается специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для дошкольника, а также использованием красочного наглядного и дидактического материала на занятиях; - ведущим методом обучения и воспитания, используемым на занятиях по данной программе является игра, т.к. в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность. С помощью игры у детей развивается познавательная и двигательная активность, игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания, мышления и произвольной памяти, развивается интерес к театрально-игровой, музыкально-сценической деятельности, совершенствуется речевое общение, формируются умения самостоятельно организовывать игры, согласовывать свои действия с действиями других, воспитывается справедливость в оценке своих поступков и поступков играющих. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении, побуждает ребенка в игре к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию. Игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в неё, определенной способности к коммуникации. Возникающая в процессе игры потребность понимать словесные инструкции своих товарищей стимулирует его развитие речи, ребенок впервые открывает для себя отношения, существующие между людьми, начинает постигать определенные правила поведения, принятые в обществе. В данной программе игра используется на всех занятиях. Предполагается использование широкого спектра игр: сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных, дидактических и др. Программа является комплексной и включает следующие программно-предметные блоки: «Лепим, фантазируем, рисуем» (основы изобразительной деятельности):направлен на развитие художественных способностей ребенка посредством приобщения к различным видам изобразительной деятельности, особое внимание, при этом, уделяется развитию художественного восприятия, фантазии, ассоциативного мышления, развитию мелкой моторики рук. Для решения поставленных задач программой предусматривается комплексное освоение различных видов изобразительной деятельности: рисования, как языка знаков и символов, развивающих координацию руки, глазомер, чувство формы, композиции; лепки, как языка объемов, позволяющего развить у ребенка чувство материала, владения им, развить пластику пальцев; аппликации, как языка форм и локальных цветов, который помогает освоить виды и формы народного искусства, орнаментов. «Ты да я, да мы с тобой» (искусство общения): направлен на развитие у детей навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми, воспитание чувства взаимоуважения, снятие эмоционального напряжения детей средствами игровых методик социально – психологической адаптации ребёнка в обществе. Данный программный блок состоит из трёх разделов: «Уроки добра» (коррекционно-развивающие занятия)- включает в себя цикл занятий с элементами психогимнастики, способствующих развитию эмоциональной произвольности, формированию доброжелательного поведения детей посредством обыгрывания конфликтных ситуаций и моделирования способов выхода из них, развития умения выражать своё эмоциональное состояние в музыке, рисунке; «Читай, играй, рассказывай» (развитие речи)- представляет собой цикл занятий, направленных на формирование навыков речевого общения и пополнения словарного запаса детей, что позволяет развивать умение связно, логично, грамматически правильно излагать свои мысли. «Игры, танцы, упражнения – для красивого движения» (основы хореографии): направлен на приобщение дошкольников к искусству хореографии и пробуждение интереса к занятиям хореографией посредством музыкальных игр, танцевальных упражнений. Также занятия по данной программе способствует корректировке физического развития дошкольников посредством игровых занятий по основам физической подготовки, логопедической аэробики и подвижными музыкальными играми. «В мире волшебных звуков» (музыка): направлен на развитие музыкальных способностей детей, т.к. дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей ребенка. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры, как части его общей духовной культуры в будущем. Программа «В мире волшебных звуков» в игровой форме знакомит детей с нотной грамотой и основными музыкальными понятиями. Путешествуя по музыкальной стране с её героями, дети знакомятся с потешным фольклором, разучивают скороговорки, потешки и прибаутки, учатся исполнять колыбельные и шуточные народные песни. «Знай-ка» (интеллектуальное развитие дошкольника): решает задачи практической подготовки детей к обучению чтению, письму, математике. Основу содержания данного программного курса составляют два раздела: «Считай-ка» (подготовка к обучению математике) и «АБВГДей-ка» (подготовка к обучению чтению и письму). Специально отобранное содержание и игровая методика организации занятий позволяет создать прочную основу интеллектуального развития, необходимого для успешного овладения школьной программой в дальнейшем обучении. «Путешествие в страну иностранного языка»:предназначен для подготовки детей к изучению иностранного языка (английского). При этом, основная цель подготовки – выработка у детей навыков взаимодействия с педагогом и друг другом в условно-естественной иноязычной среде, создание предпосылок для формирования иноязычных коммуникативных способностей и умений в игровой и театрализованной деятельности. Программа рассчитана на 3 года обучения детей 4-7 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, а также детей, посещающих дошкольные учреждения и предполагаетвариативность освоения программно-предметных блоков. Основная форма проведения занятий – групповая. Занятия проводятся 3 дня в неделю в течение всего учебного года по 3-5 занятий в день (в зависимости от возраста детей). Продолжительность занятия и наполняемость групп соответствует санитарно- гигиеническими нормам. Для создания комфортных условий обучения и развития дошкольников предусматривается чередование в течение дня различных видов деятельности, что предупреждает всякого рода перегрузки на детей. Контроль за усвоением программного материала осуществляется в форме открытых занятий, тематических мероприятий, выставок детских работ, тестирования. Предполагаемые результаты реализации образовательной программы: • устранение разноуровневой подготовки дошкольников к учебной деятельности; • корректировка отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы и психическом развитии дошкольников; • улучшение эмоционально-нравственного здоровья дошкольников; • социально-психологическая адаптация дошкольника к новому этапу жизни – обучению; • определение склонностей и интересов ребенка к тому или иному виду творческой деятельности, помощь ребенку и его родителям в выборе направления творческой деятельности (детского объединения, педагога), которая обеспечила бы ему положительную эмоциональную среду – «ситуацию успеха» в дальнейшем обучении.