Четверг, 13.12.2018, 18:03
Версия для слабовидящих

Дом детского творчества
Никольского района
Пензенской области
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
442680 г. Никольск, ул.Московская, д. 4
тел.:8 (84165) 4-12-40

e-mail: nikddt@inbox.ru

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Преданья старины

Фольклор – уникальная, самобытная культура предков осознаётся современным обществом как значимый фактор духовной преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Актуальность программы состоит в проблеме потери интереса в детской и подростковой среде к народной культуре, которая подтверждаются следующими фактами: - в городе Никольске, с каждым годом увеличивается количество детей, которые не могут услышать и правильно воспроизвести музыкальный звук. Это обусловлено тем, что недостаточно внимания уделяется музыкальному воспитанию в семье, детям часто не поют колыбельных песен, не играют в пестушки и потешки, и в своей детской среде они поют меньше. Традиционные уроки музыки в школе не восполняют этот пробел, т.к. первоначальный певческий опыт уже потерян, и внимания к правильному воспроизведению звука, дикции и дыханию школьной программой уделяется тоже недостаточно; - исконные праздничные традиции, бытовавшие в народе, практически потеряны. Празднование часто сводится к застолью и в лучшем случае танцам под популярную музыку. Люди практически перестали петь, потерялась взаимосвязь обряда, песни, танца, в быту и в коллективах; - не хватает на телеэкранах детских музыкальных передач, наблюдается засилье популярной музыки, которая далека от народной манеры пения, что приводит к подражанию детей и часто неправильному звуковоспроизведению, дыханию и дикции. Дети самые лучшие имитаторы - они копируют родителей, педагогов и, конечно, артистов. Имитируя артистов, дети повторяют хрипящие и визгливые интонации, чем нарушается естественная для них манера звуковоспроизведения; - смысловая нагрузка песни, образ поведения и сценический образ популярных в детской среде исполнителей, не несут воспитательного эффекта, а наоборот прививают молодому поколению асоциальную манеру поведения, и как следствие этого теряются нравственные устои, теряется манера поведения, естественная для ребёнка: - всё меньше внимания уделяется народной песне в семье и в школе. Школьная программа предусматривает изучение народной песни только в 4 классе, причём репертуар разучиваемых песен создаёт неправильное поверхностное впечатление о народной песне; - средства массовой информации не популяризируют традиционную манеру пения, обряды и традиции своего народа, поэтому дети все меньше проявляют желание слушать рассказы бабушек и дедушек. Тем самым развивается неуважительное отношение к старшему поколению, прерывается связь поколений, теряются народные традиции, которые всегда передавались из поколения в поколение; - всё большее количество детей считают народную песню явлением для них непонятным, далеким и неинтересным. Цель программы: развитие творческой личности, способной к самореализации в разных направлениях музыкального фольклора, устного народного творчества, формирование ценностных ориентиров в соответствии с нравственными принципами «народной педагогики». В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи: Образовательные: • дать необходимые знания в области традиционной народной культуры, народного пения, хореографии, сценической речи, актерского мастерства; • сформировать практические умения и навыки сольного и ансамблевого исполнения песен, сценической речи, основ игровой, народно-сценической хореографии; • обучить технологии подготовки сценарных планов, приемам работы с текстами театрализованных и концертных программ; Развивающие: • развить кругозор и интерес к народной культуре; • способствовать развитию художественного вкуса; • развить индивидуальные певческие и артистические способности, музыкальный слух и память, чувство ритма, пластику движения; • развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей. Воспитательные: • формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам; • формировать нравственные принципы, патриотические чувства; • пробудить интерес к самостоятельной работе по поиску интересного материала в области народной культуры; • научить ребёнка пониманию роли семьи в обществе, его места в семье. • воспитать активную жизненную позицию учащегося, формировать навыки участия в жизни коллектива, проявлять лучшие качества. Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал. Образовательная программа «Преданья старины» имеет художественную направленность и рассчитана для учащихся 7-15 лет. Срок обучения 5 лет. Занятия проводятся в свободное от учёбы время в общеобразовательном учреждении, в учебном кабинете Дома детского творчества соответствующего санитарно-гигиеническим нормам. Программа реализуется через обучающие занятия, которые включают в себя теоретическую часть и выполнение практических работ (исполнение хороводов, песен, игр, скоморошин, театрализацию ит.д.). Ход занятия выстраивается с учётом возрастных особенностей детей. Программа создана на основе авторской комплексной программы «Родные истоки», авторы педагоги дополнительного образования Дома детского и юношеского творчества г. Заречного: В. Г. Цибискин, К.Г. Цибискина, В. И. Шилова, З. Н. Хамходера, И. М. Лыкова, О. Н. Платонова, Л.М. Скурлатова, Е. А. Куманина., программы "Фольклор Севера", авторы: Е.В. Нечаева, А.А. Третьякова, «Горенки», автор Воронова Ж.С., «Детская музыкальная студия «Аккорд» МОУ средняя школа № 3 п. Советский республика Марий Эл автор: учитель музыки Мочалова Светлана Ивановна, «Формирование у детей гражданственности и патриотизма на основе изучения исторического краеведения и музееведения» автор: Г. Р. Бялая Центр детского творчества «Строгино», областной очно-заочной краеведческой школы «Культура родного края». Новизна и оригинальность программы «Преданья старины» заключается в том, что в учебном процессе соединены данные компоненты: • цикличность народного календаря, с повторностью и периодичностью обрядовых песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям в течение 1-го и 2-го года обучения изучать и воспроизводить одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом. Учащиеся на третьего, четвёртого года обучения изучают и воспроизводят обряды и праздники, записанные в деревнях и сёлах Никольского района; • учащиеся могут не только стать исполнителями народной песни, но и готовы продемонстрировать актерские навыки, участвуя в небольших спектаклях, основанных на фольклорном материале, поэтому предлагается изучение таких предметов как сценическое движение, которое включает в себя элементы актёрской речи (актерская игра), народного пения, хореографии. Далее этот предмет заменяется на фольклорный театр. Вариативность занятий предусматривает переход на следующий год обучения при быстром усваивании изучаемого материала по предметам программы или наоборот возможна задержка учащегося в силу частых пропусков болезни и других причин. Процесс обучения предполагает прохождение следующих уровней: Ознакомительный уровень рассчитан на 1 и 2 год обучения и направлен на адаптацию детей в коллективе. Учащиеся знакомятся с народной культурой с такими темами, как детский фольклор, народный календарь и т.д. Первый год обучения Обучение детей направлено на вхождение в народное искусство, и первого практического знакомство с ним. Основными видами деятельности детей на занятиях фольклором является слушание восприятие игры и пения. Большое внимание уделяется народным играм. Дети знакомятся с музыкальной грамотой жанрами музыкального искусства работают над чёткой дикцией и правильном звуковоспроизведением. Количество детей в группе первого года обучения 10-15 человек такая группа является оптимальной для игровой деятельности младших и средних школьников и создания творческой атмосферы на занятиях. На игровом занятии школьники учатся играть в народные игры. Параллельно с обучением педагог следит за взаимоотношениями в коллективе за особенностями проявления школьников в игровом процессе (общении). Производит диагностику отставаний или нарушений способности, по возможности проводит коррекцию в коллективе. В процессе игры усваиваются нормы этики общения для переключения внимания, а также в целях максимального эффективного использования времени применяются любые другие виды фольклорной деятельности: рассказывание сказок, быличек, загадывание загадок и т.д. Второй год обучения Углубляются и совершенствуются навыки полученные ранее, а также приобретают новые на основе работы над более сложным репертуаром. Дети владеют произведениями быстрых и медленных темпов, с разнообразной метроритмической структурой. В репертуар включают произведения с различной динамикой. В содержание данного обучения входит музыкальный календарный жанровый фольклор, музыкальный фольклор основы сценического движения. На втором году обучения повторяются и закрепляются знания полученные ранее. Немного усложняется репертуар детей в техническом исполнении. Развивается слух у детей, умение слушать друг друга в ансамбле. Работа над более сложными движениями. Базовый уровень Третий год обучения Предполагает закрепление материала за 1 и 2 год обучения. Учащиеся должны знать уметь исполнять частушки, плясовые песни простые по интонационному языку, песни, попевки с элементами двух-голосия. Продолжается работа над чистой интонацией. Работа над дыханием развитием гармонического слуха, произношение гласных, согласных звуков. Произнесение гласных на «тёплом выдохе»-беззвучно и вслух. Формирование единой манеры пения. Упражнения на формирование устойчивого звукоизвлечения. Развитие подвижности артикуляционного аппарата с помощью специальных потешных стишков и скорогововорок. Закрепляют навыки ансамблевого пения: умение петь вместе, ритмично. В процессе обучения расширяется круг знаний об календарных обрядах и песенных жанрах обрядового фольклора. Активизируются коллективные индивидуальные формы исполнения песен. Развивается подвижность голоса. Разучивание песен на 2 голоса. Четвёртый год обучения Четвёртый и пятый год обучения основан на материале, записанном в деревнях и сёлах Никольского района. На четвёртом году обучения учащиеся более углубленно изучают народные праздники календаря такие как: осенний праздник урожая, Святки, Масленица, Троица. Просмотр видеофильмов о праздниках народного календаря. Знакомство с этнографическим материалом различных регионов России. Плясовые, хороводные, игровые, календарные песни, а также Никольского района. На этом этапе учащиеся вместе с педагогом могут сами проводить календарно игровые программы с детьми. Более углубленно дети изучают народную хореографию. Совершенствование навыков исполнения основных хороводных движений: поклон, шаги (простой, мелкий, переменный). Движения по кругу, «змейкой», «ручейком», «завивание капустки». Переход из одного круга в два, в четыре. Совершенствование навыков исполнения плясовых движений: шаги с притопом, с движением рук; дроби, простая кадриль. Пятый год обучения Учащиеся фольклорного ансамбля «Млада» закрепляют ранее полученные навыки. Более углубленно изучают фольклорный песенный материал Никольского района. Также на последнем обучения учащиеся подготавливают большое мероприятие для родителей. По окончанию этого обучения учащиеся готовят аттестационную работу (сценарии с использованием обрядов песенного материала, по любому семейно-бытовому календарному празднику. В течение двух лет учащиеся на мелкогрупповых занятиях готовят портфолио, в котором отражено мировоззрение, личные достижения учащегося и др. Обучение строится по предметам: Предмет «Музыкальный фольклор» В программе по предмету «Музыкальный фольклор» отводится самое большое количество часов. Данный курс делится на три направления: • Народный календарь, народные обычаи и обряды. • Семейные праздники и обряды. • Детский фольклор. Первое направление прослеживает годовой цикл жизни русского человека в единстве религиозных этических представлений обрядов и норм. Русские календарные праздники приурочены к определённым датам народного календаря, составляя с ним единое целое. Основное предметное содержание подобрано в соответствии с народным календарём и имеет 3 раздела связанных с временами года. Второе направление рассматривает семейный обряд как важную составную часть русской праздничной культуры. На примере неразрывной цепочки семейных обрядов прослеживается жизненный цикл человека- от рождения до смерти. В третьем разделе изучаются различные жанры детского и подросткового фольклора: сказки, предания, игры, песни, скороговорки, потешки, пословицы, загадки, лирические, прибаутки, считалки, календарные песни, лирические. Использование на занятиях произведений подросткового фольклора способствует установлению контактных доверительных отношений учащегося с педагогом, исключает монотонность скуку на занятиях, помогает заложить интерес к миру традиционной культуры, чтобы в дальнейшем фольклор органично вошёл в сознание учащихся фольклорного музыкального ансамбля «Млада». Музыкальные игры развивают чувство ритма, пластику, творческую инициативу, импровизацию, коммуникабельность. Следует заметить, что освоение традиционной народной культуры невозможно без использования наглядного материала (предметов быта, фотографий, иллюстраций) просмотр видео материалов. Предмет «Сценическое действие» В данный предмет входят элементы народного танца, который тесно связан с повседневной жизнью, обрядами традициями народа. Танцевальные занятия выстроены по принципу «от простого к сложному» и направлены на усвоение необходимых музыкально-ритмических навыков, умений специфических народных движений(«дробушка», «трилистник» «Ковырялочка» и др.) При условии многократного повторения заданий упражнения, направленные на развитие необходимых двигательных танцевальных навыков (правильно занять исходное положение, следить за осанкой, уделять внимание пластике рук, сочетать движения ,руки ноги) помогают ребёнку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей. Учатся ориентироваться в пространстве, укрепляют основные виды мышц, способствуют освоению более сложных элементов плясок, хороводов, танцев. Полученные результаты по данному предмету умения навыки позволяют активно участвовать в праздниках, концертах. На четвёртом году обучения детям предлагается, с учётом освоения двух летнего опыта сценического движения, новый предмет. «Фольклорный театр» На занятиях дети знакомятся с видами фольклорного театра, вертепа, театром Петрушки, балаганом и др. Учащиеся узнают о происхождении фольклорного театра его особенностях и видах. В процессе подготовки к спектаклю или празднику дети постигают законы театрального искусства, театральное мастерство. Предмет «Музыкальная грамота» На 3 –ем году знакомство с интервалами и динамической окраской в музыке. На 4-ом году изучение аккордов и квинтового круга, а также пропевание и игра на фортепиано. На пятом году обучения музыкальная грамота преподносится в игровой форме, для того, чтобы заинтересовать детей и предполагает закрепление пройденного материала, а также знакомство с темпом ритмом в нотной грамоте. Учащиеся совершенствуют знания, пробуют самостоятельно разучивать певческие партитуры. Основной принцип строения занятий Сочетание различных видов творческой деятельности: пения, слушания, музыкально-фольклорных игр, народной хореографии, музыкальной грамоты, сохранение у детей остроты восприятия. Программой предусмотрены сводные репетиции учащихся для подготовки и проведения концертов, выступлений и т д. По окончании 1-го года учащиеся должны знать: • Календарные песни • Шумовые народные инструменты • Календарные праздники и обряды • Разновидности хороводов • Народный костюм • Расположение нот на нотном стане. Уметь: • Петь одноголосные песни с сопровождением музыкального инструмента. • Своевременно начинать и заканчивать мелодию • Петь вместе чисто ритмично • Уметь слышать ритм музыки • Петь в открытой певческой манере. По окончании 2-го года учащиеся должны знать: • Бытовые календарные праздники и обряды • Понятие звук, музыкальный звук, нотоносец, паузы. • Расположение нот • Разновидности хороводов • Тембровая окраска голоса, ритм метр темп в музыке • Жанровые разновидности фольклора. Уметь: • Исполнять заклички, песни, игры, поговорки, • Принять правильное положение на сцене, корпуса головы, рук • Правильно формировать звук на улыбке. • Исполнять роли в небольших инсценировках По окончанию 3-го года обучения учащиеся должны знать: • Разновидности хороводов, пляски, кадриль, • Мажорные минорные тональности • Песенное творчество разных жанров • Играть несложные музыкальные произведения Уметь: • Чётко произносить текст в песне • Петь без музыкального сопровождения • Организовать игру применить считалку запеть в игре. По окончанию 4-го года учащиеся должны знать: • Фольклорные ансамбли г. Пензы • Плясовые песни • Основы народной хореографии Уметь: • Исполнять роли в постановках инсценировках обрядовых театрализованных представлениях. • Беззвучное брать дыхание в песне • Владеть унисонным пением. • Петь с музыкальным сопровождением своевременно начинать и заканчивать мелодию. По окончанию 5-го года учащиеся должны знать: • Особенности исполнения календарно бытовых песен Никольского района • Бытовые календарные праздники и обряды. • Метр ритм в музыке • Мажорные минорные тональности Уметь: • Петь семейно-бытовые и календарные песни Никольского района • Рассказывать о бытовых и календарных праздниках Никольского района. • Исполнять роли в постановках фольклорных народных праздников, в том числе и Никольского района. Механизм оценки результатов Одним из ожидаемых результатов предполагается готовность ребёнка выступлению на сцене в составе ансамбля и сольно. На выступлениях проверяется качество усвоенных умений и навыков, полученных на занятиях по образовательной программе «Преданья старины». А также результативность взаимосвязи различных видов творческой деятельности, сценического воплощения фольклорного материала. Предполагаются создание театрализованных обрядов, мероприятий, спектаклей. Постановки могут выполняться учащимися группы одного обучения или несколько групп. Теоретические знания учащихся отслеживаются в течение года. Также оценка усвоения уровня программы проводится в конце учебного года в форме аттестации, которая на разных этапах программы может быть разной.